ИИ будет помогать чиновникам изготавливать тексты НПА, для этого сделана целая ГИС.
Сама собой напрашивается продуктивная, как нам представляется, аналогия между ГИС «Нормотворчество» и беспилотными автомобилями.
Автономные автомобили на обычных дорогах, по которым едут не только роботы, но и мы, биологические автопилоты, вызывают большие и ненужные сложности, вот некоторые из них.
Экономические проблемы. Никто не сравнивал, насколько мне известно, разницу в затратах на создание беспилотного грузовика с зарплатой шофёра – вероятно потому, что результат сравнения очевиден. Но экономикой ради прогресса можно и пренебречь.
Хуже обстоит дело с юриспруденцией. Кто будет отвечать за ДТП с участием робота, когда оно неизбежно случится? Ответом на этот вопрос пренебречь нельзя, но это, к счастью, не наша предметная область, углубляться не будем.
Посмотрим на дело глазами инженера. И увидим главное: правильный беспилотный транспорт – это не грузовик с лидаром, а грузовик в своей, специально для него сделанной инфраструктуре. Попытка отправить роботов на дорогу, не для них придуманную, есть крайне неэффективное, на грани глупости, инженерное решение. Маск с его Hyperloop прав, а тот, кто сегодня учит ИИ распознавать предназначенные для человека дорожные знаки – либо впустую развлекается, либо действует под дулом обстоятельств.
Обстоятельства – это дороги, которые мы понастроили. Грузовику негде ездить, кроме как по ним. Обычная история, чаще всего в IT так и бывает, называется «давайте автоматизируем то, что уже есть». Другая крайность называется green field и означает «строим всё с нуля, зато правильно». Так было с железными дорогами: для паровых машин приемлемой инфраструктуры в век гужевого транспорта появиться не могло, пришлось создавать её в чистом поле.
Случалось подобное и в собственно IT. Некогда, если верить легенде, командование IBM увидело, что всё забюрократизировалось до невозможности работать, и по офисам пошла, как у Брэдбери, специально обученная команда, которая выгребала и жгла всю служебную бумагу без разбора. Так создали green field — и началась новая жизнь.
ГИС «Нормотворчество» с его идеей употребить ИИ для правки текстов – это тот же беспилотный автомобиль, запущенный в безнадёжно аналоговую инфраструктуру и пытающийся к ней приспособиться. Изготовление текстов с помощью ИИ не столько инновация, сколько приспособленчество. Текст НПА (или закона) в этом случае как был во времена Хаммурапи, так и остаётся линейным текстом, но таких размеров, с которыми сегодня нормальному человеку (да и не вполне нормальному, т.е. профессионалу) работать крайне сложно.
Есть ли тут зелёное поле? Такое, чтобы можно было искать способ улучшения коллективной работы над НПА не под фонарём, где светлее, а там, где перспективнее? Такое, что можно было бы сравнить не с беспилотным авто на дороге общего пользования, а с «веселится и ликует весь народ, поезд мчится в чистом поле»?
Есть. Называется «гипертекст». Гипертекст, вопреки общепринятому представлению, это не HTTP, и не сделанная на HTTP система, скажем, «Консультант+». Гипертекст – особый, самостоятельный класс информационных систем, позволяющий установить смысловые связи между сущностями моделируемой предметной области, и строго, в содержательных терминах, эту предметную область описать (ключевые слова: Теодор Нельсон, Xanadu). Пользователь грамотно сделанного гипертекста держит в руках разноцветные ниточки, за которые из фрагмента плоского текста можно вытащить всё, что имеет отношение к делу: частью какого общего понятия этот фрагмент является, как и в связи с какими событиями эволюционировал описанный во фрагменте объект, и ещё много всякого. В бумажных энциклопедиях, где ссылочный аппарат не просто отсылает от статьи к статье, а указывает характер ссылки (термин, персоналия, дополнительное сведение и пр.), примерно так и есть, насколько позволяют бумажные технологии.
Результаты проектирования гипертекстов бывают удивительны. Неспециалисту (проектировщику гипертекста) иногда случается предсказать будущие события в моделируемой предметной области, автору доводилось такое видеть.
Теория проектирования гипертекстов разрабатывалась задолго до появления HTTP и вообще вне связи с механизмом реализации. Практика – не знаю, существует ли нынче, может, в ЦЭМИ и осталась, когда-то умели.
Это не попытка объяснить разработчикам ГИС «Нормотворчество», что и как им надо делать, а лишь упражнение в жанре «почему бы не помечтать о подлинных госинновациях, а не только о прикручивании ИИ ко всему подряд». (В «Нормотворчестве», оговоримся, ИИ используется не бессмысленно – АА.)
Прикручивание ИИ ко всему подряд, но не туда, где действительно надо, – отдельная тема. Сложная и отчасти, пожалуй, даже опасная, однако браться за неё рано (это лучше) или поздно придётся.