Минпромторг России представил данные о развитии отрасли на конференции “Малая и средняя торговля в России 2024” .
Малые и средние ритейлеры, представители крупных сетей и маркетплейсов, вместе с властями обсудили вызовы и регулирование отрасли на ежегодной конференции Ассоциации малоформатной торговли и Минпромторга России.
В ходе пленарной сессии Статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов отметил большое значение всех форматов торговли, т.к. каждый из них обеспечивает канал для сбыта промышленной продукции.
«Для нас приоритетом является развитие абсолютно всех форматов торговли. Мы против того, чтобы рынок формировался несколькими приоритетными каналами сбыта. Поскольку это, абсолютно точно, в отдельных случаях негативно влияет на доступность товаров для граждан, конкуренцию, экономику в целом, препятствует развитию МСП», — отметил Роман Чекушов.
Замглавы Минпромторга подчеркнул, что традиционно внимание уделяется и развитию ярмарок, которые показали себя эффективным инструментом в обеспечении сбыта фермерской продукции.
По данным ведомства, традиционная розница остается важнейшим каналом сбыта и меньше традиционной торговли подвержена технологическим и логистическим сбоям. Формат развивается, в т.ч., в форме ярмарок, которых, по итогам прошлого года, проведено 10 560. Это эффективный канал для сбыта с/х продукции. В 2025 году планируется организовать “Всероссийскую ярмарку”, пилотные проекты уже прошли в 12 регионах.
Отмечено развитие магазинов — на начало октября 2024 года это 877 576 точек. Количество розничных рынков уменьшается, в середине 2024 года это лишь 739, что означает сокращение числа более чем вдвое за последние 10 лет. Также снижается число НТО — это менее 170 тыс. объектов к началу 2024 года. Одна из причин — избыточные требования законодательства. Для решения проблемы регионам рекомендовано обеспечивать долгосрочные правила размещения НТО и МТО, и даже маршруты движения МТО.
«Сегодня к традиционным проблемным вопросам сегмента МСП добавляются новые – в отрасли выходит на первый план нехватка кадров и альтернатива в виде трудовых мигрантов, альтернативные способы оплаты, как рассрочка, которая помогает быстрее выводить товары на рынок, обсуждаются способы поддержать отечественную продукцию в онлайн-ритейле. Мы ценим возможность собрать за столом рынок и регулятора, чтобы в конструктивном диалоге постараться найти лучшие решения», — отметил Владлен Максимов, Президент Ассоциации малоформатной торговли.
Оборот электронной торговли за 9 месяцев 2024 года вырос на 40% до 6,2 трлн.руб., розничные продажи выросли на 15%. Маркетплейсы, в первую очередь Wildberries и Ozon, за 2023 года увеличили оборот на 60%, а из 1 млн поставщиков 80% представляют сегмент МСП. Количество ПВЗ приближаешься к 200 тыс. Другие крупные игроки онлайн-торговли — интернет-магазины, по итогам 2024 года этот рынок может вырасти на 50%. Бурный рост сопровождается ростом недобросовестных практик, отметили в ведомстве, как безосновательные списывания средств, автоматическое включение товаров в распродажи, одностороннее и частое изменение условий договоров. Будущее регулирование будет учитывать текущие проблемы, как и принцип равенства торговых форматов.
Замруководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев подчеркнул тренд на переход оффлайн форматов в онлайн, снижение оплаты наличными и серьезный запрос на создание условия для долгосрочной аренды территорий для размещения МТО. Он также отметил, что онлайн-торговля позволяет возродить народные ремесла, представляет МСП канал сбыта и заставляет оффлайн усиливать конкурентные преимущества – сервис, экспертизу и возможность порекомендовать товар при живом общении с потребителем.
Справочно
Ежегодная Всероссийская конференция «Малая и средняя торговля в России» состоялась 28 ноября 2024. Мероприятие организовано Ассоциацией малоформатной торговли и Минпромторгом России при участии Всероссийской организации предпринимателей “Опора России”. В 2024 году конференция прошла в 11 раз и давно зарекомендовала себя как площадка для обсуждения ключевых событий в регулировании ритейла и определения совместных действия федеральных, региональных властей и участников рынка.