Опубликован отзыв правительства РФ на законопроект об изменениях в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в связи с внедрением цифрового рубля – документ поддержан с условием ряда доработок.
Документ внесён в Госдуму в марте. Как пояснили авторы, сформированные ранее правовые основы функционирования платформы цифрового рубля не предусматривают исполнение антиотмывочных требований при совершении операций с цифровыми рублями.
Основной «противолегализационный» функционал будет возложен на оператора платформы (Банк России); за ним закрепляются следующие основные обязанности:
- на постоянной основе реализовывать меры, предусмотренные политикой платформы цифрового рубля – специальным внутренним документом, регламентирующим «противолегализационную» политику на платформе;
- назначать должностное лицо, ответственное за реализацию политики платформы цифрового рубля;
- при приёме на обслуживание и обслуживании пользователей платформы оценивать степень (уровень) риска совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя платформы (за исключением кредитных организаций) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций;
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и пр.
Согласно отзыву правительства, в документе необходимо определить порядок действий оператора платформы цифрового рубля с денежными средствами лиц, с которыми подлежит расторжению договор счёта цифрового рубля в связи с присвоенным им высоким уровнем риска совершения подозрительных операций или применением к ним мер по замораживанию денежных средств, в случае, если у таких лиц на момент указанного расторжения отсутствует банковский счет или электронное средство платежа для перевода остатка цифровых рублей.
Необходимо определить порядок исполнения участниками платформы цифрового рубля, являющимися иностранными банками, требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с учетом того, что устанавливаемые Банком России по согласованию с Росфинмониторингом особенности исполнения таких требований для иностранной организации, находящейся за пределами юрисдикции Российской Федерации, не носят обязывающий характер.
Нужно дополнительно проработать вопросы определения органа, осуществляющего контроль за реализацией оператором платформы цифрового рубля функций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с тем, что наделение Банка России, который является оператором платформы, полномочиями по контролю за реализацией на ней «антиотмывочных» функций может привести к нарушению принципа объективности и открытости при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Помимо этого, требуется уточнить объём сведений и случаи информирования пользователей платформы цифрового рубля о принятых в отношении них «антиотмывочных» мерах.
Напомним, при успешном тестировании цифрового рубля его массовое внедрение возможно с июля 2025 года, заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина во вторник в ходе выступления в Совете Федерации.